Газета «Вестник»
Архив

№ 11 (585)
15 марта 2002


Заголовки в формате RSS

Расих Гатауллин: «Из России уезжать не собираюсь»


Директора Рекламной Группы 'Мозаика’ Расиха Гатауллина все чаще называют медиамагнатом. Оптовая торговля периодическими изданиями, несколько десятков розничных точек по продаже газет и журналов, 10 периодических изданий, мощное рекламное агентство — это далеко не полный список достижений Рекламной Группы 'Мозаика’. Между тем Расих Маулетович — человек предельно скромный. О своих успехах бывший физик-теоретик говорит охотно, но без всякого пафоса.

Защитив на 'отлично’ диплом физического факультета Казанского госуниверситета, прибыл в Ульяновск поднимать науку. Поступил в НИИ интегральных датчиков. За два года прошел лесенку: инженер — инженер-конструктор — младший научный сотрудник — научный сотрудник. Когда прекратилось государственное финансирование науки, каждый отдел института был зарегистрирован как отдельное малое предприятие, каждому было предложено выживать самостоятельно. К тому времени в отделе, где работал Расих Гатауллин, уже было зарегистрировано и запатентовано изобретение, позволяющее определить количество примесей в воздухе, и еще пару лет они выпускали приборы для ТЭЦ, в которых использовали свое ноу-хау. Чтобы прокормить семью, будущий бизнесмен стал подрабатывать учителем физики и астрономии в гимназии ?3. Затем стал в частном порядке обучать людей работе на компьютере. Вначале это был узкий круг знакомых. Но желающих освоить компьютер становилось все больше, и Гатауллин с компаньоном Владимиром Пуга основал Инфо-Центр 'Hard&Soft’, который действует и поныне. Они первыми в городе ввели обучение программе '1С’, первыми получили частную лицензию на образовательную деятельность. А в 1994 году Расих побывал в гостях у бывшего однокурсника в Казани, который работал в редакции бесплатной газеты.

— Казанская идея заинтересовала меня, — рассказывает Гатауллин. — Примерив ее на наш город, где бесплатных газет еще не было, я увидел, что это интересно и перспективно. Но компаньон не захотел выпускать газету в рамках нашего бизнеса, и я решил создать отдельное предприятие. Нашел другого компаньона, денег было вложено много, я взял большой кредит в банке и практически втроем мы выпускали первые номера. Многие крутили у виска, лишь люди 'продвинутые’ и те, кто знал меня как порядочного человека, соглашались поместить рекламу в газете, но с условием: 'Публикуй, если все будет нормально, мы заплатим’.

Так начиналась 'Мозаика’. С 200 000 экземпляров, с поиска распространителей и рынка потребителей. И с ожидания — оправдается ли риск? В августе 1995 года 'Комсомольская правда’ предложила 'Мозаике’ стать ее представителем в Ульяновске. Возникла идея выпускать по аналогии с московским журналом газету 'Что? Где? Почем?’ 'Мозаика’ пережила серьезный кризис рекламного рынка, связанный с падением финансовых пирамид, в 1996 году смогла расплатиться с кредитами, вылезла из долгов и, кроме продажи рекламных площадей, стала интересоваться рекламой в других направлениях.

— В 1994–1995 годах, когда в обществе и экономике, головах и сердцах царили разброд и шатания, — продолжает Расих Маулетович, — наша 'Мозаика’ задумывалась и стала тем, что собрано из маленьких, разрозненных кусочков. Ведь казалось, что мир рассыпался. А идея была простой — из множества осколков, из множества появляющихся фирм создать некое единое целое. Сейчас же мы выпускаем много газет и журналов. Из тех, что на слуху — сама 'Мозаика’, 'Комсомольская правда’, 'Призовые сканворды’, журналы 'Деловое обозрение’ и 'Здоровье. Отдых. Красота’, телефонно-адресные справочники 'Ульяновск-Авто’ и 'Ульяновск-Мебель’.

Информационно-Рекламное Агентство 'Мозаика’ занимается сейчас полным комплексом рекламных услуг по всей России и за рубежом. Есть Торговый Дом 'Мозаика’, который занимается оптово-розничной торговлей газетами и журналами. По городу разбросано более сорока фирменных компактных розничных торговых точек.

— С 1996 года занимаемся проведением ежегодных фестивалей рекламы. Ульяновск стал первым городом после Москвы и Петербурга, где он был проведен, и уже два года подряд мы выигрываем тендер среди крупнейших рекламных агентств Поволжья. На фестивалях мы начали проводить рекламные выставки-ярмарки, которые стали ежемесячными.

Наш новый вид деятельности — 'Direct mail’. То, что еще не развито в Ульяновске и в России, а во всем мире считается самым эффективным видом рекламы. Собственная курьерская служба вместе с бесплатной газетой Мозаика» распространяет листовки и проспекты наших клиентов как по фирмам, так и по почтовым ящикам жителей Ульяновска.

Что же касается ближайших планов, то сейчас идет активная работа по организации еще двух издательских проектов — ежедневной газеты 'Советский спорт’ и региональной газеты 'За рулем’, которую выпускает одноименный журнал.

Круг интересов Гатауллина — не только перспектива развития своего предприятия, но и в целом ульяновского рынка рекламы. С учетом того, что наша область по многим показателям социально-экономического развития пока отстает от других регионов, очень просто можно проследить, как развивался этот рынок у соседей и сделать выводы.

— Все зависит от развития малого и среднего бизнеса, который является для нас основным источником доходов. Если крупные предприятия не пользуются нашими услугами или пользуются крайне редко, то малые и средние давно поняли, что лучше и дешевле поручить рекламу профессионалам, чем заниматься ею самим.

Сейчас Расих Гатауллин обдумывает предложение войти в состав Попечительского совета УлГУ.

— Я никогда не считал и не считаю себя сверхбогатым или суперизвестным. Предложение было, конечно, лестным, но пока я к этому морально не готов. Знаю одно — наше образование, наша культура сегодня без попечителей, без помощи бизнесменов существовать нормально не смогут.

Особое отношение генерального директора 'Мозаики’ к выпускникам УлГУ, которые работают в его команде.

— Поначалу выпускники любого вуза, в том числе и УлГУ, приходили к нам теоретически образованными, но не имеющими никаких практических навыков и с завышенной самооценкой. Приходилось их переучивать. Это неудобно и связано с определенными затратами — как временными, так и материальными. Но в последнее время я вижу, что госуниверситет стал больше внимания уделять практическому обучению и только приветствую тех, кто приходит к нам на практику. Люди находят возможность учиться и работать одновременно, это большой плюс, это дает время, чтобы оценить способности будущего специалиста. Мы стараемся помогать им найти себя и, я думаю, когда такие студенты останутся работать у нас, мы достигнем еще больших успехов.

В общей сложности в Рекламной Группе 'Мозаика’, объединяющей шесть хозяйствующих субъектов, работают более 300 человек. По каждому направлению — отдельная команда. Это может быть как два-три человека, так и несколько десятков. Что же касается именно специалистов или управленцев, то мы, как и многие другие предприниматели, испытываем острый дефицит квалифицированных специалистов и топ-менеджеров. Во многом это связано с тем, что люди, которые трудятся сейчас и имеют опыт работы, не имеют специального образования и им очень тяжело найти время для его получения. А молодые специалисты готовятся по западным учебникам и очень оторваны от реальной российской действительности. У нас другая экономика, другой менталитет, другие условия для принятия экономических решений.

После этих слов я не мог не спросить, означает ли это то, что Расих Гатауллин готов уехать из России? На что он ответил:

— Однозначно — нет! Я побывал в нескольких странах Европы, получал приглашение поработать в Америке, но предпочитаю оставаться в России. Чтобы успешно работать 'там’, нужно или иметь огромное количество денег, чтобы купить готовое, твердо стоящее на ногах дело, или жестоко расталкивать конкурентов, которые десятилетиями, а то и веками занимаются определенным видом деятельности. Бизнес цивилизованных стран настолько развит, что найти какую-то новую нишу очень трудно. Российский же рынок — это 'непаханое поле’. Работать здесь интересно и продуктивно.

Он считает, что основное качество, которым должен обладать руководитель-предприниматель, — именно предприимчивость. Это, по мысли Гатауллина, качество не от образования, а природные данные и возможности. По мировой статистике, из общего количества населения стать управленцами могут не более 1–1,5% людей, самостоятельно организовывать свой труд могут не более 10–12%. Соответственно, предприимчивыми могут быть далеко не все. При всем этом руководителю-предпринимателю необходимы и достаточно хорошие теоретические знания в области финансов, экономики, управления людьми, психологии. Со всеми этими вопросами по мере развития бизнеса приходится сталкиваться, и поэтому он до сих пор учится. Физик-теоретик вместе с супругой, которая сейчас изучает в Открытой Школе Бизнеса (Великобритания) финансовый менеджмент, читает учебники, выполняет для себя контрольные задания и на примере своего предприятия дотошно разбирается в финансах.

— И все-таки мое образование мне в бизнесе помогает. Глубокое изучение физики и математики развивает логическое мышление, благодаря которому удается избежать многих ошибок, принимать правильные решения, нередко на интуитивном уровне, связанном, тем не менее, с логикой.

Подумалось, что Расих Маулетович испытывает ностальгию по научной работе, но и эти мысли он развеял одной фразой:

— За десять лет, в течение которых я занимаюсь бизнесом, я стал другим человеком. Затрудняюсь ответить на вопрос, смогу ли и захочу ли вернуться в науку. То, чем сейчас занимаюсь, настолько мне понравилось, настолько я вник в экономику и управление, в проекты, которые открыл для себя и для города, что оставлять это просто жаль. И потом, я несу огромную ответственность за тех людей, которые сейчас со мной. Я дал этим людям работу и должен гарантировать им социальные блага, ежемесячную заработную плату. Не очень представляю, как смогу их оставить.

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2019